ВРАЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том IX, С. 500-502
опубликовано: 23 июля 2010г.

ВРАЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Врачанская епархияВрачанская епархия[болг. Врачанска] , Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Объединяет приходы на территории Врачанской обл. Кафедральный город - Враца. Кафедральный собор - во имя св. Апостолов. Наместничества: Враца и Бяла-Слатина. Правящий архиерей - митр. Каллиник (Александров), на кафедре с 10 нояб. 1974 г. Сведения о числе действующих храмов и священнослужителей для публикации епархией не предоставляются.

История

Согласно археологическим данным, ущелье Вратцата уже в VI в. было заселено славянами. Возникшее здесь поселение, первоначально именовавшееся Вратица, играло важную роль в период 1-го Болгарского царства, в период 2-го Болгарского царства превратилось в укрепленный город. На основании сообщения султанского фирмана 1753 г., что при завоевании османами во Вратице находилась кафедра митрополита, болг. историк Д. Цухлев сделал вывод, что здесь в IX-X вв. находилась кафедра Видинской епархии (Дринов М., Цухлев Д. История на Българската Църква. София, 1911. Т. 2), проф. Х. Стоянов относил создание кафедры во Вратице к периоду правления Асеней (1185-1280), а возведение в ранг митрополии - к правлению Шишманов (Стоянов Х. Врачанска епархия: Ист. обзор // Богослужебно последование и житие св. Софроний Врачански (1793-1813) с исторически очерци за неговата (Врачанска) епархия и за Черепешкия манастир. София, 1983. С. 51-106). Найденная в 1941 г. в развалинах церкви крепости Вратица т. н. Врачанская надпись, созданная в правление Михаила II Асеня (1246-1256), сообщает, что во Вратице царем Асенем I (1187-1196) был построен мон-рь. После османского завоевания кафедра была упразднена, церкви вошли в юрисдикцию Видинской епархии. В 1453 г. османские власти включили Врацу в Никопольский санджак, сделав город центром вилайета, в ХVI в.- уезда.

В период османского ига Враца неоднократно переходила то к Видинской, то к Тырновской митрополии в зависимости от отношений их архиереев с К-полем. В какой-то момент кафедра была восстановлена, т. к. в том же фирмане 1753 г. сообщается, что Видинский митр. Каллиник (1730-1753) заплатил в казну 15 400 акче, благодаря чему в 1738 г. был издан фирман об упразднении Берковицкой, Врачанской и Кутловицкой епархий и включении их в состав Видинской митрополии.

В это время культурная и духовная жизнь епархии продолжала развиваться в мон-рях епархии, особенно в Черепишском, где была книгописная школа. Несмотря на частые разграбления тур. разбойниками, церкви продолжали строить. В XVII в. был основан новый Мытнишский мон-рь (перестал действовать в 90-х гг. ХХ в.), обновлен Долнобешовицкий мон-рь, дважды обновлялся Бистрецкий мон-рь.

В 1762 г. В. е. была восстановлена в составе Тырновской митрополии и в нее вошли города Враца, Ряхово (совр. Оряхово) и Плевен с прилегающими селами. На кафедру был избран грек Серафим (1762-1793). После его смерти население выступило против кандидатов из греч. духовенства, поэтому 17 сент. 1794 г. во епископа Врачанского был хиротонисан болг. свящ. Стойко Владиславов (в монашестве Софроний), ставший ревностным просветителем (впосл. канонизирован БПЦ). С 1793 г. край подвергался набегам паши Османа Пазвантоглу, все мон-ри и церкви были разграблены, а еп. Софроний был вынужден неск. раз покидать город. В 1803 г. он не смог вернуться во Врацу, укрылся в Бухаресте и получил от Патриархии освобождение от кафедры. Вместо него в 1804 г. был поставлен греч. архиерей Анфим. Он часто объезжал епархию для сбора податей, и через год это вызвало недовольство паствы. В 1807 г. он подал прошение об отставке, к-рое было удовлетворено лишь в 1813 г.

На кафедру был назначен еп. Мефодий. В 1821 г. между ним и паствой разгорелся конфликт из-за введения Тырновским митр. Иларионом Синаитом нового налога, к-рый зажиточные горожане отказались платить и потребовали поставить епископом проживавшего в Бухаресте архим. Гавриила. Архиереи обвинили их в связях с Россией и подпольных действиях против паши. Из-за этого обвинения в 1827 г. был обезглавлен один из видных врачанских горожан. В 1829 г. еп. Мефодий ушел с рус. войсками, покидавшими Болгарию после заключения Адрианопольского мира в русско-тур. войне. Епархия стала управляться болг. церковно-училищной общиной, а в 1833 г. епископом был избран болгарин Агапий. При нем повысился уровень духовного образования, открылось жен. уч-ще во Враце, но между ним и паствой возник конфликт, разрешившийся только после его смерти 13 окт. 1849 г.

Новый епископ, грек Парфений (1850-1852), предоставил управление В. е. протосинкеллу иером. Дорофею, к-рый с помощью горожан обвинил архиерея в злоупотреблениях. Парфений был изгнан из Врацы, а Дорофей благодаря подкупу стал епископом. Поначалу он следовал пожеланиям народа, но потом стал больше заботиться о своем благосостоянии, чем о нуждах паствы. Делегация горожан в 1859 г. в течение 7 месяцев вела переговоры с митр. Тырновским Григорием об отстранении Дорофея, а в марте 1860 г. встретилась с К-польским Патриархом Кириллом VII. Дорофей был переведен на Софийскую кафедру. 14 окт. 1860 г. епископом Врачанским был избран духовник болг. церкви в Стамбуле болгарин Паисий, известный своими интригами. Из-за волнений во Враце он только через полгода принял епархию. 11 мая 1863 г. еп. Паисий распорядился не праздновать память равноапостольных Кирилла и Мефодия и назвал св. братьев католиками, что вызвало резкое недовольство горожан, к-рые вынудили его переселиться в Плевен, а в 1868 г. добились его отставки. При этом Патриархия не решилась назначить нового епископа.

После учреждения Болгарского Экзархата митрополитом Врачанским 24 февр. 1873 г. стал Аверкий (Петрович). Он по настоянию городских старейшин подписал «Временный устав богоспасаемой Врачанской епархии», по к-рому во всем должен был подчиняться церковно-училищной общине епархии, но проигнорировал нек-рые пункты устава и совершил объезд епархии. Недовольные старейшины оклеветали митрополита, и в 1874 г. он был вынужден уехать в Стамбул, где добился оправдания перед Синодом Экзархата, но обратно не вернулся.

В 1874 г. на кафедру был назначен болгарин архим. Константин (Малинков). Во Враце его встретили враждебно, но он не отказался от назначения, поселился в Плевене и оттуда пытался управлять епархией в качестве администратора. Из-за упорного противодействия врачанских старейшин он просил Синод об освобождении, но, несмотря на предложение о переводе в Видин, остался во Враце. Только 22 июля 1884 г. он был канонически избран митрополитом Врачанским, а 11 нояб. хиротонисан. Ему удалось преодолеть сопротивление старейшин и наладить духовную жизнь епархии. После его смерти 4 дек. 1912 г. временное управление В. е. было возложено на митр. Великотырновского Анфима (Кынчева), затем на митр. Софийского Парфения (Попова). В первые десятилетия ХХ в. число храмов и священнослужителей во В. е. значительно возросло: в 1870 г. действовало 66 храмов, в 1935 г.- 153 храма и часовни; в 1905 г. на приходах служили 145, в 1930 г.- 199 священников.

9 марта 1914 г. на кафедру был избран еп. Браницкий Климент (Шивачев, † 3 мая 1930). При нем были построены резиденция митрополита, здания епархиального управления и канцелярии митрополита, создан фонд материальной поддержки клира, открыто Пастырско-богословское уч-ще в Черепишском мон-ре. 21 сент. 1930 г. митрополитом Врачанским был канонически утвержден еп. Знепольский Паисий (Анков, † 16 мая 1974). В его более чем 40-летнее служение для архиерейских нужд было построено новое здание, реставрировались церкви и возводились новые храмы, открыты курсы повышения уровня богословского образования священников, стал издаваться епархиальный ежемесячный ж. «Духовное возрождение».

После его смерти на кафедру был избран митр. Каллиник, при к-ром в 1977 г. новым кафедральным собором стал храм во имя св. Апостолов, возведенный в 1898 г., до этого кафедра находилась в митрополичьем храме свт. Николая (построен в 1867, в нем похоронены все митрополиты, начиная с митр. Константина).

В 1992 г. в БПЦ возник раскол и митр. Каллиник отошел от канонического Свящ. Синода. Управление В. е. было возложено на еп. Знепольского Игнатия (Димова), 29 мая 1994 г. он был избран митрополитом Врачанским. После возвращения в лоно Церкви митр. Каллиника и принятия его в сущем сане на Всеправославном Соборе 1 окт. 1998 г. из состава В. е. выделили Плевенский округ и учредили самостоятельную Плевенскую епархию, назначив управляющим митр. Игнатия. В. е. вновь возвратилась под упр. митр. Каллиника.

Монастыри

Ныне действуют Струпецкий муж. во имя Илии пророка и Черепишский муж. в честь Успения Пресв. Богородицы. Как приходы действуют храмы бывш. мон-рей Бистрецкого во имя св. Иоанна Рильского (см. Врачанский мон-рь) и Градешницкого во имя св. Иоанна Предтечи (возобновлен в XIX в. на месте разрушенного турками средневек. мон-ря). Ранее действовали Долнобешовицкий во имя арх. Михаила и Мытнишский во имя свт. Николая. От мон-ря во имя Св. Троицы близ Врацы частично сохранились каменные стены и фундамент XIV в. 1-нефной церкви с притвором (Михайлов Ст. Разрушеният манстир Св. Троица до Враца // ИАИ. 1950. Кн. 17. С. 305, 306).

Лит.: Йоцов Д. Културно-политическа история на Враца. София, 1937; История на град Враца от древността до Освобождението. София, 1976; Темелски Х. Кратък исторически обзор на Врачанска епархия до средата на 70-те г. на XX в. // ДК. 2001. Кн. 6. С. 64-73.
Хр. Темелски

Искусство

На территории В. е. почти не сохранилось средневек. памятников, кроме развалин большой 3-нефной церкви с фрагментами росписей в с. Лютиброд. Позднесредневек. церкви ХV-ХVII вв. (в селах Миланово, Зимевица, Кремена, Царевец, Ослен-Криводол) 1-нефные, без наружного декора, имеют небольшие размеры; самый большой храм находится во Врачанском мон-ре. Церкви Вознесения (1844) и свт. Николая (т. н. митрополичий храм, 1865-1867) были построены во Враце по плану 3-нефных псевдобазилик.

В ряде храмов В. е. сохранилась монументальная живопись. Наиболее древние росписи, кон. XV-XVI в., находятся в церкви с. Миланова. В 1540 г. созданы фрески с житийными сценами св. Димитрия в пещерной церкви Врачанского мон-ря. XVI в. датируется стенопись ц. прор. Илии Струпецкого мон-ря. Росписи церкви Черепишского мон-ря были созданы афонским изографом Пименом Софийским (1611; после пожара сохранились только в притворе - «Древо Иессеево» на зап. стене, сцены чудес Христа на своде). Предположительно XVII в. датируются сохранившиеся фрагменты росписей церквей Врачанского и Долнобешовицкого мон-рей. К кон. XVII - нач. XVIII в. относятся фрески на вост. стене алтаря церкви с. Царевец; там же находится единственный в Болгарии, полностью сохранившийся каменный иконостас.

Живопись мн. икон скрыта поздними записями. Из врачанской ц. свт. Николая происходит неск. икон XVII в.: «Св. Иоанн Предтеча» (1677), «Пресв. Богородица» (1695), «Христос Вседержитель» (1699). Икона «Деисус» из Врацы (1694) подписана зографом Йованом (очевидно, местным жителем, чей почерк узнается также в иконах из Семипрестольного мон-ря и церкви с. Крета). Из Врацы происходит икона «Христос Вседержитель» (XVIII в.) в серебряном позолоченном окладе с эмалевыми медальонами (предположительно XII в.). В XVIII в. во В. е. активно работали иконописцы т. н. примитивного стиля: Стойо, свящ. Павел и дидаскал Урош писали иконы для Долнобешовицкого мон-ря, церквей сел Царевец, Старо-Село и др. В кон. XVIII-XIX в. во В. е. работали лучшие зографы Болгарии: Христо Димитров, его сыновья Захарий Зограф и Димитр Христов, Станислав Доспевский, уроженец г. Тревна Теодосий Коюв и др.

В XV-XIX вв. Враца являлась и ювелирным центром. В нач. XVII в. здесь работали мастера чипровской ювелирной школы Никола, Константин, Пала, Мавроди и Йован Пановы, в ХVIII в.- Цоцо, Тошо, Коста, в ХIХ в.- Тодор Цоцов, Михо с сыновьями и мн. др. Из их произведений сохранились: напрестольное евангелие в окладе (мастер Мавроди, 1600, ц. Вознесения во Враце), потир (неизв. мастер, 1628, Врачанский мон-рь), дарохранительница (неизв. мастер, ХVII в., вмонтирована в церковную ограду ц. свт. Николая во Враце), мощехранительница (мастера Тошо и Георги, 1792, Черепишский мон-рь) и др. Вероятно, в Бистрецком мон-ре действовала мастерская, где отливали нагрудные иконки и др. предметы: в 1822 г. были созданы 2 гравюры с изображениями мон-ря и его святых покровителей - Иоанна Богослова и Иоанна Рильского.

Произведения деревянной резьбы датируются ХVIII-ХIХ вв. В Долнобешовицком мон-ре и нек-рых сельских церквах иконостасы созданы в ХVIII в. неизвестными резчиками в архаичном стиле. В ХIХ в. иконостасы для церквей В. е. исполнял свящ. Раде с сыном Панайотом, на технику резьбы к-рых повлияли иконостасы мон-ря Иоанна Рильского кон. XVIII - нач. XIX в. Нек-рые иконостасы во В. е.- работа мастеров из Дебара в Македонии (Антона Станишева и резчиков из рода Филиповци).

В ХIХ в. во В. е., как и в целом в Болгарии, возродилось искусство резьбы по камню. Каменные рельефы украсили фасады врачанских церквей, Градешницкого мон-ря, церкви в с. Горна-Бешовица, ограду Долнобешовицкого мон-ря, акведук Струпецкого мон-ря, надгробия и вкладные кресты.

Из предметов церковного шитья во Враце сохранилась плащаница (1628) работы монахов Нифонта и Василия. В ХIХ в. во Враце богослужебные одежды исполнял мастер Николай Павлович Занкин (саккос митр. Агапия, 1836; епитрахиль, 1844; плащаница из Черепишского мон-ря, 1844; омофор, саккос, 1846).

Лит.: Гошев И. Църковни старини из Врачанска епархия // ГСУ, БФ. 1934. Год 11 (1933/1934); Георгиева С., Бучински Д. Старото златарство във Враца. София, 1959; Савова-Касабова Р. Икони от Врачанския край. София, 1977; Ангелов В. Врачанска църковна везба от Възраждането // Проблеми на изкуството. София, 1985. Кн. 1; Гергова И. Врачанската иконопис от ХVII в. // Изкуство. София, 1990. Кн. 9/10. С. 9-14; она же. Ранният български иконостас: XVI-XVII в. София, 1993.
И. Гергова
Рубрики
Ключевые слова
См.также